Главная

…Искусство синьицюань – это путь продления жизни и совершенствования себя,
имеющий эффект, подобный приему эликсира бессмертных…

Боевое искусство синъицюань

_IMG_5443

Способы ведения боя в синъицюань строятся на умении «заимствовать силу в тысячу цзиней и обращать ее против нападающего», то есть на преобразовании усилия и правильном применении общих законов стиля. Можно сказать, что синъицюань – это практические  методы построения и передачи внутренних усилий.

В синъицюань прикладной эффект присутствует в самих методах тренировки чуть ли не с самого начала обучения. В разделе усин («пять первостихий») мы практикуем формальные «дорожки» движений и осваиваем усилия и принципы стиля. В разделе шиэрсин («12 форм животных»)  мы изучаем прикладные приемы и преобразования усилий. Затем необходимо проработать, развить и приспособить эти движения так, чтобы они стали для вас естественными, чтобы вы могли выполнять их в разных условиях, на разной высоте, под разными углами и на разном расстоянии. Ударной поверхностью может служить практически любая часть тела, «канонически» их 14: две руки, два локтя, два плеча, два бедра, два колена, две стопы, голова и копчик. Кисть может складываться в кулак, удар может наноситься пальцам или сложенной ладонью – это не принципиально, все эти способы относятся к рукам.

В синъицюань говорится: «на дальней дистанции бьет рука и стопа, на более близкой – локти и колени, еще ближе – плечи и бедра, вплотную – голова и копчик».

Первый навык свободного боя – умение контролировать действия партнера посредством захвата. В синъицюань выделяют три основных захвата.

  • Цзеба (срезание): после того, как противник начал атаку, мы делаем локальный встречный удар, переходящий в усилие прилипания, зацеп или «раскрытие» нападающего движения противника, чтобы разрушить его атаку.
  • Гэньба (следование): во время мощной атаки противника, словно следуя за направлением его усилия, натягиваем его на себя и затем срезаем или опрокидываем его
  • Чжуйба (преследование): во время рассеяния или перенаправления усилия противника со своей стороны перенаправить усилие, оказывая давление на противника и изменить ситуацию в свою пользу, перейдя от обороны к наступлению.

Забрать и вернуть усилие противника необходимо за максимально короткий промежуток времени, это происходит действием «клейкого» усилия в момент контакта.

Прикладные методы свободного боя называются чайшоу («проникающие» или «вскрывающие» руки) и включают: одиночные методы; парные методы; методы следования; методы пресекания; затем следуют объединяющие методы, включающие все эти техники. Например, при работе с партнером применяются несколько методов: светлое усилие против светлого усилия, когда срезающее усилие с коротким ударом должны быть точно подстроены под короткий удар партнера; мягкое усилие против светлого усилия, когда жесткая сила светлого усилия нападающего преобразуется и рассеивается мягким усилием партнера; мягкое усилие против мягкого усилия, когда работа строится на принципах цзинтуй, шэнсо, ванлай, когда мягкостью контролируем мягкость, и мягкостью же контролируем жесткость; медленным движением контролируем быстрое, и быстрым контролируем быстрое; «прилипаем» и «следуем» партнеру, находя момент для удара.

В прошлые времена при изучении чайшоу применялись не только парные упражнения (один на один), но и один против трех и более нападающих. Во время учебных боев один на один, как и при выполнении парных комплексов, договаривались,  кто будет отрабатывать технику в полную силу, а кто – работать на партнера, контролируя ситуацию и показывая слабые места, потом менялись ролями.

Когда человек не начинал отвечать на удар рефлекторно и естественно,  переходили к такой практике, когда партнер следовал общей последовательности комплекса, но мог бить выше или ниже, справа или слева, одновременно рукой и ногой  и т.д.; второй партнер должен был придерживаться изученных приемов. Добившись рефлекторных действий («тело реагирует само», «мысль сама рождает форму»), переходили к произвольному  смешиванию приемов, когда «кормящая рука» наносила удары, не ограничиваясь никакими формальными связками, а работающий партнер должен был действовать естественно, так чтобы его противодействие было спонтанным, не связанным ни с мыслительной деятельностью, ни с выученными формами.

В этом и состоит следование известной поговорке в ушу: «форма бесформенна,  мысль внемысленна, – проявление истинно» (т.е. действие оптимально, когда движение не ограничено готовыми формами, а сознание не сковано шаблонами).  Все действие естественным образом складывается воедино и естественно выражается в той оптимальной форме, которая соответствует и законам стиля, и ситуации.


Подавляющее большинство тех, кто сегодня занимается ушу, делает это для укрепления физических сил и хорошего здоровья, и тренировка сводится в основном к гимнастическим методам и демонстрации спортивных форм и комплексов. Изначальные практические методы наработки боевых навыков постепенно уходят на задний план, утрачивают свое значение, и с этой реальностью сегодняшнего дня нельзя не считаться.

Сегодня мы занимаемся тем, что посредством современных прикладных техник и научного подхода изучаем, обобщаем, систематизируем, развиваем и упорядочиваем то наследие практического опыта и прикладного применения, которое оставили нам предшествующие поколения.  С утратой прикладных методов будет утрачена и вся функциональность кулачного искусства, неотъемлемой частью которого они являются.

 

Традиционное ушу
Адрес:
Москва, Строгинский бульвар, д.1