…Искусство синъицюань – это в действительности наука избавления от недугов, продление жизни и совершенствования себя. Это путь кулачного искусства, принцип взращивания ци и совершенствования тела, обладающий точными доказательствами и имеющий эффект, подобный приему эликсира бессмертных…

Мастер синъицюань Сунь Сюй

Яркой особенностью ушу  (武术), как обобщенно называются все традиционные боевые искусства Китая, является то, что в нем, помимо боевой, прикладной практики, большое внимание уделяется общеоздоровительным аспектам. В этом плане ушу резко выделяется среди других боевых и оздоровительных практик: трудно найти ещё одну подобную систему, которая в равной мере сочетала бы в себе и вопросы самообороны, и решение вопросов сохранения здоровья человека.

 Стили ушу, как известно, условно делятся на две большие группы: «внешние» () и «внутренние» (内家拳). К первой группе относят стили, в которых преобладает упор на физическую силу и жесткость. Чаще всего в этой связи упоминаются такие стили, как мицзунцюань, шаолиньцюань, хунцзяцюань. Во «внутренних» стилях во главу угла ставится не внешняя сила, а правильное выстраивание конструкции тела, особый тип дыхания в сочетании с работой сознания, чередование напряжения и расслабления, «растягивание и сокращение» тела и многие другие принципы, позволяющие сформировать и использовать «внутреннее усилие» (). Именно во внутренних стилях особенно хорошо проработаны оздоровительные методики. Наиболее известными представителями внутренних стилей являются синъицюань, тайцзицюань и багуачжан. В данной статье мы рассматриваем первый из перечисленных и самый древний из «внутренних» стилей – синъицюань (形意拳).

За долгие годы существования синъицюань в старом Китае, а затем и в КНР был накоплен огромный опыт использования средств и методов этого стиля в деле восстановления и сохранения здоровья человека. В  конце прошлого века в Китае были проведены исследования, в которых сравнилась продолжительность жизни большого числа мастеров самых разных стилей. В результате выяснилось, что долгожителями оказались мастера синъицюань предшествующих поколений. Среди них больше всего достигших 100 -летнего возраста, у большинства мастеров этого стиля продолжительность жизни превышает 85 лет; на втором месте – представители багуачжан, на третьем – тайцзицюань. С учетом того, что средняя продолжительность жизни в Китае в XIX – первой половине XX века не превышала 35-40 лет, цифры эти поистине удивительны.

се куй

Мастер Се Куй, отмечая свой 100-летний юбилей, демонстрирует комплекс с алебардой

В наше время многие упражнения из синъицюань включены в различные оздоровительно-реабилитационные программы  медицинских учреждений КНР. Для этой работы привлекаются специалисты синъицюань, обладающие полноценными традиционными методиками, проверенными многолетним опытом. Результаты показывают, что эти практики прекрасно укрепляют и оздоравливают  нервную, сердечнососудистую, дыхательную, пищеварительную системы, опорно-двигательный аппарат, благотворно влияют на обмен веществ. Посредством особого «глубокого дыхания», практики «опускания ци в дантянь» (энергетические упражнения内功) значительно увеличивается объем легких, улучшается поступление кислорода в организм и питание внутренних органов,  за счет этого увеличиваются жизненные силы организма. Разнообразие методов использования техники стиля дает богатую возможность практиковать его с детского возраста и до глубокой старости. Опыт использования традиционных оздоровительных методов синъицюань стал одним из аспектов, позволивших внести данный стиль и его носителей в «Государственный список нематериального наследия Китая» (аналог списка нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО, англ. Intangible Cultural Heritage List). 

сунь юнеско

Синъицюань входит в «Государственный список нематериального наследия Китая»

Так что же из себя представляет этот стиль ушу и почему так полезны его упражнения? Чтобы разобраться в этом вопросе, нужно, прежде всего, рассмотреть общую структуру и принципы стиля.

Технически, если рассматривать синъицюань с прикладной точки зрения, то его можно отнести к разделу «дуаньда» (短打), т.е. это стиль, в котором поединок ведется на короткой дистанции. Рабочая стойка, «саньтиши», – высокая. Движения импульсные, взрывные, очень собранные, компактные, ритмизированные. Мгновенное открывание – удар – и тут же закрытие. Этот ритм немного похож на фазы сердечного цикла: систола – диастола. Техника в большой степени строится на мгновенных переходах от расслабления к напряжению и обратно (яркий пример перехода от инь 阴 к ян 阳). Позже мы рассмотрим  этот принцип работы тела более подробно.

Внутренние принципы стиля основаны на даосском, натурфилософском учении о построении мира о взаимопорождении и взаимоподавлении пяти первостихий, принципах действия «пяти плотных» и «шести полых» внутренних органов и энергетических меридианов. Прежде всего это концепция «У син» (五行) – «Пяти первостихий», пять неких структурообразующих явлений, из которых, по даосским представлениям, состоит весь мир. Это – Металл (),  Вода (),  Дерево (),  Огонь () и Земля (). Надо сразу сказать, что это не конкретное дерево или кусок металла, это некие вселенские явления, проявляющие характерные признаки и соответствующие конкретным соотношениям начал инь и ян в предметах и явлениях окружающей действительности. Соединяясь и взаимодействуя в разных сочетаниях, первостихии порождают новые явления, которые и образуют многообразие, порядок и гармонию мира. Все происходящее в мире (и в человеке) понимается как постоянный процесс взаимодействия этих первостихий или их проявлений. Усин описывает все перемены и видоизменения всего сущего на земле, это универсальный закон мировых трансформаций.

усин

Чтобы показать универсальность концепции «Пяти первостихий», приведем классическую китайскую схему некоторых соответствий  «пяти первостихий» и относящихся к ним предметов и явлений.

Схема соответствия первостихий и природных явлений

 Понятие усин («пять первоначал», «пять первостихий») применимо и к природе, и к практике ушу и к человеческому телу. «Внутри» человека пять первостихий соответствуют пяти внутренним органам, «снаружи» – пяти органам чувств, эти соответствия приведены в таблице.

таблица

Традиционная китайская медицина также строится на учении об пяти первостихиях и единстве двух противоположных начал инь и ян; нарушения в их взаимодействии определяются осмотром, прослушиванием, прощупыванием пульса, а восстановление баланса между ними излечивает болезни.

Оздоровительный эффект практики «пяти первостихий»

В методах кулачного искусства синъицюань «Пять стихий» соответствуют пяти ударам, а точнее – пяти способам передачи усилия или пяти механизмам выстраивания конструкции тела. При этом они так же подчиняются общим закономерностям концепции «У син».

Рассмотрим эти соответствия более подробно.

1. Стихия «металл»: нисходящее усилие – рубящий удар ладонью или кулаком ()  .

2. Стихия «вода»: восходящее усилие – буравящий удар вперёд-вверх ().

3. Стихия «дерево»: пробивающие усилие – прямой удар (崩拳).

4. Стихия «огонь»: взрывное усилие – прямой удар кулаком с одновременным отводящим наружу блоком предплечьем второй руки ().

5. Стихия «земля»: отводящее усилие – горизонтальный удар-блок предплечьем ().

Также пять первостихий соответствуют пяти внутренним органам человека: «Сердце принадлежит стихии огня; селезенка принадлежит стихии земли; печень принадлежит стихии дерева; легкие принадлежит стихии металла; почки принадлежит стихии воды». Нарушение «правильного» взаимодействия проявлений первостихий в организме человека трактуется как болезнь и лечится восстановлением баланса между ними. Соответственно: каждое из пяти усилий связано с определённым органом,  и правильное выполнение движения благоприятно сказывается на его работе. Выполняя нужным образом одиночные формы или комплексы таолу, занимающийся налаживает работу пяти основных органов и гармонизирует связи между ними.

Вот что говорят трактаты по ушу о влиянии практики пяти стихий на здоровье:

 «Практика пицюань (металл) улучшает работу легких, укрепляет область поясницы, увеличивает жизненные силы. Долгая практика элемента цзуаньцюань (вода) способствует восполнению ци почек. Долгая практика элемента бэнцюань (дерево)  благотворно влияет на работу, печени, головного мозга, укрепляет мышцы, кости и сухожилия. Долгая практика паоцюань (огонь) увеличивает жизненные силы организма, улучшает душевное состояние и самочувствие, поднимает настроение и дает ясность сознания. Правильное выполнение элемента хэнцюань (земля) благотворно влияет на область желудка, гармонизирует работу пяти основных органов (сердце, печень, селезёнка, лёгкие, почки)».

Практика пяти первоэлементов является решающим фактором успеха в совершенствовании самого человека и от того, насколько хорошо освоена  эта техника, зависит успех всех остальных средств и методов тренировок.

Основные принципы синъицюань

В синъицюань насчитывается несколько десятков принципов построения тела и движения, методов удара, формирования и выброса усилия, способов дыхания и т.д. Здесь мы перечислим некоторые, самые базовые, принципы, без реализации которых сложно говорить о полноценной практике синъицюань, а соответственно, и об оздоровительном  аспекте занятий.

Движения синъицюань весьма просты, но они непосредственно связаны с дыхательной практикой и управлением сознанием, поэтому синъицюань можно практиковать не только как боевое искусство, но и как уникальный метод физического воспитания и укрепления здоровья. Чтобы сократить время обучения, используются всевозможные подготовительные упражнения.

Богатый технический арсенал стиля синъицюань позволяет организовать тренировочный процесс для людей практически любого возраста и уровня физической подготовки. В стиле основное внимание уделяется не развитию мускульной силы, а правильному построению конструкции тела, особому типу дыхания в сочетании с работой сознания, чередованию коротких фаз напряжения и расслабления, «растягиванию и сокращению» тела. Простые движения рук, отсутствие низких позиций, несложные передвижения, упражнения, направленные на улучшение координации – вот характерные особенности синъицюань, позволяющие использовать его в работе с пожилыми людьми.

Что очень важно: выполнение парных упражнений позволяют наладить коммуникацию между партнерами, создать ощущение общности коллектива, а это весьма актуальный момент для людей преклонного возраста. Разнообразие техники стиля и методов ее использования дает возможность результативно тренироваться и полностью ощутить перспективы данной практики.

Простота внешних движений, богатство «внутренних» возможностей; тренировка всех органов и систем; возможность регулировать нагрузку при полноценности занятий; универсальность и вариативность с точки зрения решаемых задач (подходят для подготовки бойца и для общего оздоровления, для любого возраста, уровня здоровья, пола); простота организации занятий (любая продолжительность, любое место, отсутствие особых требований к одежде и т. д.).

«Опустить ци в дантянь»

Принципы внутренней работы в ушу гласят: в теле человека есть несколько энергетических центров с различной функциональной нагрузкой. Центр в голове, «верхний дантянь» (上丹田) отвечает за мыслительные процессы, чистоту, ясность сознания, духовность. Центр в груди, «средний дантянь» (丹田), связан с нервной системой, с эмоциями человека, такими как грусть, радость гнев и т.д. Самым главным является центр, находящийся в нижней части живота, чуть ниже пупка – «нижний дантянь» (下丹田). Здесь концентрируется жизненная энергия человека, полученная им при рождении. Из этого центра энергия  «ци» ()  по энергетическим каналам «цзинло» (经络) равномерно поступает во все части тела, напитывает их, и уже в несколько изменённом состоянии возвращается обратно. Это очень напоминает работу сердца и кровеносной системы, и, кстати, подчиняется тем же законам, что и кровообращение. Например: ухудшение трофики тканей любого органа или участка тела ведет к угнетению его работы, а изменение состава крови тут же сказывается на работе всего организма. Это полностью применимо и к энергии «ци»: любая проблема со здоровьем начинается с возникновения непроходимости какого либо участка канала,  а уже потом, намного позже, развиваются изменения на тканевом уровне. Поэтому одной из важнейших задач в упражнениях «нейгун» (内功) является обеспечение свободной циркуляции энергии «ци» по каналам человека. В  случае с кровообращением, к сожалению или счастью, мы не можем напрямую повлиять на работу сердца или состояние аорты, с энергетикой человека всё иначе. Движение энергии «ци»  подвластно нашему сознанию  (на китайском сознание – «и» ) и управляемо им. «Ци» движется за «и», как вода за поршнем в насосе. Поэтому в наших силах наладить полноценную энергетизацию своего организма. Для этого при выполнении форм синъицюань необходимо сконцентрироваться на наполнении «нижнего даньтянь» и следить за прохождением «ци» по телу. При этом должен использоваться соответствующий тип дыхания.

Принципы дыхания и даньтянь

В теле человека есть несколько энергетических центров с различной функциональной нагрузкой. Центр в голове, «верхний даньтянь» (上丹田), отвечает за мыслительные процессы, чистоту, ясность сознания, духовность. Центр в груди, «средний даньтянь» (中丹田), связан с нервной системой, с эмоциями человека, такими как грусть, радость гнев и т. д. Самым главным является центр, находящийся в нижней части живота, чуть ниже пупка – «нижний даньтянь» (下丹田). Здесь концентрируется жизненная энергия человека, полученная им при рождении. Из этого центра энергия ци (气) по энергетическим каналам цзинло (经络) равномерно поступает во все части тела, напитывает их, и уже в несколько измененном состоянии возвращается обратно.Это очень напоминает работу сердца и кровеносной системы, и, кстати, подчиняется тем же законам, что и кровообращение. Ухудшение трофики тканей любого органа или участка тела ведет к угнетению его работы, а изменение состава крови тут же сказывается на работе всего организма. Это полностью применимо и к энергии ци: любая проблема со здоровьем начинается с возникновения непроходимости какого-либо участка канала, а уже потом, намного позже, развиваются изменения на тканевом уровне. Поэтому одной из важнейших задач в упражнениях нейгун является обеспечение свободной циркуляции энергии ци по каналам.

Принципы дыхания

Большинство людей используют в лучшем случае треть полезного объема легких, с возрастом газообмен ухудшается. Посредством особого «глубокого дыхания», практики «опускания ци в даньтянь» (энергетические упражнения нейгун) значительно увеличивается объем легких, улучшается поступление кислорода в кровь и питание внутренних органов, за счет этого увеличиваются жизненные силы организма. В синъицюань, как и во многих других восточных боевых и оздоровительных практиках, используется абдоминальное, или брюшное, дыхание. Суть его заключается в том, что при вдохе происходит опускание диафрагмы на брюшную полость, вследствие чего живот подается вперед. Грудная клетка при этом не задействована, ребра неподвижны.

Практическая польза этого способа дыхания давно известна: с энергетической точки зрения он позволяет наполнить «нижний даньтянь» энергией ци. Понижается излишний мышечный тонус, успокаивается сознание. А кроме того, постоянное движение диафрагмы вверх-вниз оказывает массирующее воздействие на органы брюшной полости, тем самым улучшая их работу и кровоснабжение.

Синъицюань активно использует даньтянь и глубокое дыхание, что способствует оздоровлению всех внутренних органов и систем человеческого организма, одновременно укрепляется физическая сила рук, ног и всего тела. Этим стилем часто занимаются для поддержки и укрепления жизненных сил и лечения хронических заболеваний.

Принципы формирования тела

Чтобы полноценно реализовать вышеописанные принципы, необходимо сформировать тело определенным образом. Для примера опишем требования к базовой позиции саньтиши (三体式), статичная отработка которой является неотъемлемой частью практики синъицюань. Все тело расслаблено, напряжение недопустимо. Позвоночник растянут, макушка тяготеет вверх, грудь «опустошена» и немного округляется, участок спины, противолежащий грудному отделу, чуть подается назад. Плечи и локти тяготеют вниз, поясница осаживается. Реализация этих принципов построения тела позволяет правильно расслабиться и создать условия для нормальной циркуляции энергии ци. В какой-то мере саньтиши — универсальная позиция, так как является и психопрактикой, и оздоровительным методом. Сегодня саньтиши широко применяется в лечебно-профилактических учреждениях КНР для лечения целого ряда заболеваний, например, дисфункций желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Принцип «единого целого»

При отработке форм синъицюань с оздоровительной целью, каждое  движение выполняется с полной концентрацией, сознание отслеживает сразу множество параметров: правильное положение и координацию частей тела в каждый момент движения, правильная работа дыхания, соответствие «внешнего и внутреннего» (движение тела и прохождение энергии «ци» по соответствующим каналам). Разумеется, на начальных этапах каждый параметр отрабатывается отдельно, но в дальнейшем всё приходит к объединению работы тела, дыхания и сознания.  Подобная работа весьма положительно сказывается на нейронных связях головного мозга.

Принцип «растягивания и сжатия»

Еще одним важнейшим принципом является принцип растягивания и сжатия шэньсо (伸缩). На каждом движении все тело словно пульсирует, или дышит; усилие концентрируется в животе, груди, а затем выбрасывается наружу, и все повторяется снова. После выброса-«раскрытия» тело расслабляется и снова собирается для следующего выброса. Нет ни постоянного покоя, ни постоянного напряжения. Все тело движется плавно, гладко, все внутри тела подвижно и свободно. Этот постоянный массаж, затрагивающий практически все тело от стоп до головы, улучшает общее кровоснабжение и не дает возможности возникать застойным явлениям.

Принцип «шести координаций»

«Шесть координаций» (люхэ, 六合) включают три «внутренних» и три «внешних» соответствия. «Три внутренних» – это «сердце в согласии с сознанием, энергия-ци в согласии с силой-ли, мышцы в согласии с костями». «Три внешних» – это «кисти соответствуют стопам, локти – коленям, плечи – бедрам»; иногда выделяют «три верхних соответствия»: «спина и плечи, плечи и локти, локти и кисти» и «три нижних»: «поясница и бедра, бедра и колени, колени и стопы». Суть в том, что при любом движении необходима согласованность и взаимная координация между сознанием, дыханием и движением; все в теле и внутри, и снаружи тесно связано. Сознание, мысль, воля (и) направляет движение внутренней энергии ци; внутренняя энергия ци стимулирует проявления физической силы-ли. Движение энергии ци подвластно нашему сознанию и управляемо им. Ци движется за и, как вода за поршнем в насосе. Поэтому в наших силах наладить полноценную энергетизацию своего организма.

 

Заключение

В этой статье мы попытались показать, что практика «внутренних стилей» ушу приводит к очищению и оздоровлению естества человека, способствует накоплению внутренней энергии, открывает путь к управлению ею. По сути, синъицюань добивается согласованности и взаимной координации между сознанием, дыханием и движением. Помимо укрепления физической силы рук, ног и всего тела, он активно использует методы работы с даньтянь и глубокое дыхание, благодаря чему решается одна из актуальных на сегодняшний день задач – оздоровление внутренних органов и систем человеческого организма. Рассматривая человеческий организм как единое целое, синъицюань обеспечивает и простое восстановление жизненных сил и здоровья, и способствует приумножению физических сил. Этим стилем часто занимаются для поддержки и укрепления жизненных сил и лечения хронических заболеваний.

Поднятые вопросы, несомненно, заслуживают намного более глубокого и тщательного изучения. В данной статье представлен, в основном, традиционный китайский подход. Поскольку описанный в данной статье оздоровительный эффект от занятий мы наблюдаем уже на протяжении более чем десяти лет практики и преподавания по традиционным китайским методикам, несомненный интерес представлял бы анализ средств и методов синъицюань с точки зрения влияния на здоровье современными научными методами.

 

 

 



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль:
запомнить

Поделиться: