ПРОХОДИМЫЙ ПУТЬ 


Интервью Михаила Андреева интернет-порталу superkarate.ua

Китайская культура для Азии, всё равно, что древняя Греция для Европы. Нет такого культурного аспекта, который бы не перекочевал из Китая  в соседние страны. Китайский язык долгое время считался в Японии языком учёности, ровно как латынь в Европе, чайная церемония прошла долгий путь, осев в странах Юго-Восточной Азии.

Но не менее интересно и влияние китайских боевых искусств на вышеуказанные регионы. Это отчётливо видно в единоборствах Вьетнама, прослеживается это в воинских искусствах Кореи и, конечно же, не прошло стороной такое влияние мимо боевых искусств Японии.

Сама китайская культура сформировалась под воздействием философии даосизма, конфуцианства и чань-буддизма.

Что же такое, «Проходимый Путь», что есть духовно-материальная основа «ци», как вообще стоить расценивать философские сентенции китайской философии, прошедшей через грани китайских единоборств? Об этом поговорим с представителем стиля СИНЪИЦЮАНЬ, руководителем Российской школы синъи люхэцюань Михаилом Андреевым.

карате

 

Здравствуйте, Михаил.
Расскажите, как вы пришли к восточным единоборствам? Чем для вас стали китайские системы? 

Всё началось в 1985 году, когда мне в руки попала некая переводная самиздатовская книга под названием «Кунг фу». Автора я уже не вспомню, да это и неважно. По факту это было описание базовых движений каратэ под а-ля китайским соусом. Освоив это сокровище и ещё пару книг по каратэ, я отправился в ближайшую подпольную секцию. Уровень преподавания в ней можно оценить хотя бы потому, что я со скромным опытом самостоятельных занятий уже через месяц оказался в числе лучших учеников! Ужас!

Думаю, мне тогда просто не повезло, и если бы удалось попасть к настоящему специалисту, то все, возможно, обернулось бы иначе. Однако представление о каратэ у меня уже сложилось. Я продолжал поиски. Книга Роланда Хаберзетцера об ушу стала новым откровением. О! Тут всё гораздо интереснее, и так красочно! Только где это можно изучать?

В 1988 г. на ТВ в киноальманахе "Вокруг света" прошел ряд сюжетов об ушу, в одном из них мельком упомянули о возможности заниматься. Так я оказался на занятиях у Алексея Александровича Маслова.

Затем несколько лет тренировок в Москве, призовые места на различных соревнованиях в Китае и в Малайзии, стажировки у китайских мастеров. Поскольку без языка освоить традиционное ушу невозможно, я начал изучать китайский, в том числе – в Шанхайском университете иностранных языков. В Шаолине занимался под руководством наставника Ши Дэцяня. В Шанхайской «Ассоциации Чистых боевых искусств» изучал мицзунцюань у Фан Чаншена. Так получилось, что я последовательно занимался шаолиньцюань и мицзунцюань, но когда познакомился с сутью синъицюань, стиль меня потряс своей глубиной и проработанностью.

1484   С Дэцянем   Занятия у мастера Чжоу Миндэ

Однако мастеров, владеющих всеми тонкостями и секретами стиля, в России не было, и после несколько лет занятий стало понятно, что для полноценного освоения стиля надо ехать в Китай. В поисках наставника объездил весь центральный Китай, бывал на юге и севере страны. Встречался с мастерами разных направлений синъицюань. Среди них были и именитые наставники, такие как Чжан Сигуй, Сун Гуанхуа, Чжан Шицзе, Сюн Шоунянь, Ли Хун, Тан Чженьчжун. Встречи с малоизвестными (за пределами Китая) мастерами были ничуть не менее интересны. Китайцы говорят: «Великое счастье встретить своего наставника», вот и я искал, встречался, разговаривал, тренировался. Слушал их, себя, и чувствовал – пока не то, не моё.

В общем объездил почти всю страну, а нашел «своего» учителя там же, откуда начинал поиски – в Пекине. Пройдя ритуал вступления в школу, я стал учеником мастера синъицюань в четвертом поколении Сунь Сюя. Всё, ура, нашел! Начались тренировки. И тут обнаружилось, что, прозанимавшись ушу почти 20 лет, я, оказывается, почти ничего не знаю! И знаете, это обрадовало! Не важно, сколько ты знаешь, важно, сколько предстоит узнать! Всё, что изучалось до сих пор, – была оболочка, фантик, а наставник Сунь открыл мне в ушу такие глубины, о которых я и подумать не мог.

IMG_0348

В Китае говорят: «Изучение ушу - это изучение своей изумительной внутренней сущности». Про себя я могу сказать примерно так же – ушу – это лучший способ узнать себя, свои возможности.

На Западе многие направления боевых искусств и практик приобрели чрезмерный эзотерический акцент. Можно ли сказать, что тем самым они утеряли свою практическую значимость и превратились в некий экзотический фитнес?

Пожалуй, соглашусь, большей частью дело обстоит именно так. Вопрос почему? Ответ я бы разделил на две части. Во-первых, в самом Китае в этом отношении ситуация тоже не простая. Мощнейший удар по развитию ушу нанесла «культурная революция» 1966-1976 гг. В те годы ушу попало под запрет как «распространение феодальных пережитков и религиозных предрассудков». Начались гонения на мастеров. Было запрещено не только преподавание, но и занятия вообще. Со временем полный запрет был снят, но разрешались только «полезные» формы ушу, т.е. искусственно созданные спортивные и оздоровительные, прочее считалось вредным. Из ушу активно вымывалась прикладная и философская составляющая. К тому моменту, когда Китай начал открываться внешнему миру, именно это ушу и предлагалось как истинная традиция.

К концу 80-х годов китайцы спохватились, что теряют мощнейший слой своей культуры в виде традиционного ушу. Школы ушу начали получать государственную поддержку, и целые институты начали изучать наследие ушу. Начали активно публиковаться книги известных мастеров. Тогда же стало понятно, что иностранцам не слишком-то интересна гимнастика под видом боевых искусств.

Вторым обстоятельством оказалась традиционная закрытость китайских школ. Мастера совсем не спешили делиться своими знаниями с иностранцами. Было найдено интересное решение: назначались специальные люди по работе с иностранцами, как правило, те, которые любят публичность и умеют быть на виду, популярные на Западе, нередко это дети, внуки племянники знаменитых мастеров прошлого. Уровень их мастерства? Не обсуждается. Они «оттягивают на себя» иностранцев, интересующихся ушу, а настоящие мастера остаются в тени. Таким образом, ушу как бы разделилось на две части: для внутреннего и внешнего пользования. Разумеется, вторая часть оказалась не лучшего качества. Мне приходилось сталкиваться с подобной ситуацией в Китае. Например, знакомые китайцы пытаются организовать встречу с известным мастером, на что он им отвечает: «Иностранцы? Нет, не пойду. У нас для этого есть Ли такой-то, вот пусть с ним и разговаривают».

В последние годы ситуация начала меняться. Китай стал другим, не слишком много молодежи готовы посвятить себя непростому делу изучения традиционных единоборств, большинство выбирают бизнес, работу. А средний возраст наставника ушу за 60. Уходят мастера, и традиция уходит. Понимая это, многие мастера начинают брать в ученики иностранцев, имеющих желание и возможность заниматься ушу, чтобы сохранить традицию. 

Что значит практиковать то или иное искусство в каждый момент твоей жизни?

Это просто. Принципы синъицюань просты и безыскусны, в них нет никакой вычурности. Суть в том, чтобы правильно встать, повернуться, шагнуть, поднять руку, и так далее. Их можно применять повседневно, в обыденной жизни. Может показаться забавным, но тренироваться можно и прогуливаясь по улице и даже стоя в общественно транспорте. Причем никто из окружающих этого не заметит.

Что такое «Дао»? Не кажется ли вам, что в западном варианте этот феномен приобретает некую статическую характеристику?

Это очень не простой вопрос достойный отдельной статьи.

Есть формулировка, с которой я полностью соглашусь: Дао - это универсальный закон мироздания, включающий в себя все остальные законы, закономерности, правила и т.д.

Как следует понимать слова: «Проходимый Путь не есть вечный Путь»?

Занятия ушу это нескончаемый процесс. Сколько бы ты не прозанимался и каких бы высот не достиг, всегда будет казаться, что ты ничего не знаешь.  И если ты решил, что всё знаешь – это точно тупик.

Но сказать по чести, не уверен, что фраза из «Дао дэ цзин» - 道可道非常道 переводится именно так.

Основная концепция китайской натурфилософии «Ци». В рамках привычного взгляда, это духовно-материальная основа, но как это понять в рамках нашего привычного мировоззрения?

Боюсь – ничего нового про ци я сказать не смогу. Лучше слова, чем энергия здесь подобрать сложно. Иероглиф ци в разных вариантах присутствует в словах, воздух, сила, дыхание, погода, дух. Ци пропитывает все, что нас окружает: воздух, камни, воду, всё. Относительно человека ци разделяется на «Прежденебесное» т.е. данное от отца с матерью при рождении, и «Посленебесное», получаемое с едой и воздухом. В привычных нам понятиях получается: чем больше нам дано от родителей и чем правильнее наш образ жизни, тем больше живем.

Занимаясь цигун, мы с дыханием получаем «вай ци» (внешнее ци) правильно направляем, преобразуем его в «нэй ци» (внутренние ци) и перераспределяем нужным нам образом. И в этом наше сознание играет самую активную роль.

2012-ДоброеP5200265

Надо сделать важное примечание: цигун отнюдь не безобидная вещь. Занимаясь им неправильно, можно нанести себе немалый вред, и устранить эти последствия будет весьма непросто. Это большая отдельная тема, рассмотреть которую в рамках данного интервью будет сложно.

Расскажите о вашем стиле. В чем его принципиальное отличие от многих других школ китайских боевых искусств?

А нет у него принципиальных отличий, все школы сходны. Я, конечно, говорю о настоящих боевых искусствах. Ну, посудите сами: в синъицюань плечи расслаблены, ноги подсогнуты, удар (усилие) идет из задней ноги, передаётся корпусом. В карате то же самое, и в боксе. Наставник часто говорит: «Посмотри, как бьет Тайсон или Холифилд, бей так же». Есть различие в формировании корпуса, геометрии движений, способе шага. Описывать стиль в статье – дело неблагодарное и бесполезное, на это самое малое книга нужна.

По легенде, основателем стиля синъицюань (и еще дюжины стилей ушу) является генерал Юэ Фэй (12 век), национальный герой Китая, впоследствии обожествленный. Первым человеком, который упоминается в уездных хрониках именно в связи с синъицюань, является Цзи Цикэ (17 век). Он был армейским наставником, и его идея состояла в том, чтобы переложить принципы боя с копьем для кулачного искусства. Многие моменты в синъицюань действительно проще всего понять через приемы для работы с копьем.

Стиль можно отнести к разряду «дуань да» – боя на короткой дистанции. Практически отсутствуют высокие удары ногами, в основном – не выше пояса. Широкоамплитудные удары отсутствуют.

Стиль проявляет особую требовательность к «построению тела», формирования позиций, позволяющих передавать усилие с минимальными затратами физических сил. Вот на это тратится много времени и сил. Тут важно всё: угол постановки стопы, верный поворот и наклон корпуса, формирование грудного отдела, поясницы и т.д. и т.п. Отрабатывается всё это крайне медленно и с одновременным выполнением множества требований, пока все принципы не войдут «в плоть и кровь». Затем, в реальном бою, такая подготовка тренировка обеспечивает фантастическую скорость передвижений и мощность ударов. Но это приходит потом, а сначала любой начинающий может подтвердить: на первых этапах обучения больше всего устаёт голова.

Расскажите о двух важных составляющих «Кулака формы и намерения».

Синъицюань делится на два условных раздела: "Пять первостихий" (или первоэлементов) и "Формы животных". В первом разделе изучается пять ударов, или, точнее, принципов передачи усилия, каждый из которых в свою очередь связан с пятью мирообразующими элементами даосской космогонии: металлом, водой, деревом, огнем и землей. Помимо этого, каждое из пяти движений энергетически связано с одним из пяти внутренних органов человека.

ци2

Итак: 1) Нисходящее усилие – рубящий удар ладонью или кулаком, стихия металл, орган легкие. 2) Восходящее усилие – буравящий удар вперёд-вверх, стихия вода, орган почки. 3) Пробивающие усилие – прямой удар кулаком, ладонью, пальцами, стихия дерево, орган печень. 4) Взрывное усилие – прямой удар кулаком и т.д. с одновременным отводящим наружу блоком предплечьем второй руки, стихия огонь, орган сердце. 5) Отводящее усилие – горизонтальный удар-блок предплечьем, стихия земля, орган селезенка.

Хочу повторить: это пять принципов передачи усилия, а не просто пять ударов.

Используя означенные пять принципов, осваиваются формы животных.

В зависимости от школы, форм животных в синъицюань может быть от 10 до 15, в нашем направлении их 12: дракон, тигр, змея, птица или зверь Тай, крокодил, петух, обезьяна, медведь, лошадь, ястреб, ласточка, сокол. Особенность практики синъицюань в том, что тренируется не внешняя форма движений того или иного зверя, а его суть, усилие, характерное для конкретного животного. По внешнему виду зачастую весьма непросто отождествить форму с животным.

Принято считать, что в разделе "пять первостихий" изучаются принципы стиля, в разделе "12 форм животных" – их боевая реализация.

Какая связь вашего стиля с разного рода стилями ушу в Китае?

Все стили создавались в одной культурной среде: смеси даосизма, буддизма, конфуцианства и фольклора. Нет ни одного традиционного стиля, где в названиях и описаниях приемов отсутствовали бы эти компоненты. И это их роднит.

В чем принципиальное различие между японскими и китайскими школами боевых искусств? 

Я не занимался изучением этого вопроса, и мое мнение будет весьма субъективным. Во-первых, что сравнивать? Китайские боевые искусства намного разнообразнее японских. Бессмысленно сравнивать тайцзицюань и карате. Лучше сравнивать мастерство владения стилем, а не сами стили.

С технической стороны, если согласиться, что все стили каратэ уходят корнями в фуцзяньские (южнокитайские) стили ушу, то, на мой взгляд, карате пошло по пути упрощения движений. Видимо, приемы карате выбирались из соображений максимального прикладного значения.

Чем отличаются понятия «нэй-гун», «вэй-гун» и «ци-гун»?

Нэйгун – это в основном мышечная работа, малозаметная стороннему взгляду, например открытие – закрытие груди, осаживание поясницы и т.п. Не приходилось до сих пор встречать термин «вай гун». По логике – это любые движения корпуса, рук и ног. Речь может идти о комплексах таолу, одиночной, парной работе, любые физические упражнения.

Цигун в чистом виде – это ментальная работа, если она совмещается с какими-либо физическими движениями – это уже цигун и нейгун. Часто говорят, что цигун – это работа с энергией ци, то есть с дыханием, но с китайской точки зрения это бессмысленно, поскольку, какой бы практикой вы ни занимались, не дышать вы попросту не сможете.

 



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль:
запомнить

Поделиться: