ОСТЕРЕГАЙТЕСЬ КИТАЙСКИХ ПОДДЕЛОК


Галерея: Остерегайтесь китайских подделок

...После прошлогодних соревнований (23 Всекитайские соревнования по традиционному синъицюань, г. Хэшунь пров. Шаньси) мы обнаружили у себя добрый десяток приглашений на всевозможные соревнования по ушу в Китае, Гонконге и т.д. На таких мелочах, как получение приглашения от какого-нибудь «Всемирнокитайского центра изучения ушу», останавливаться не будем - во-первых, у нас скопилось достаточное количество этих приглашений, можем поделиться, во-вторых, порыскав пару дней в китайской части интернета, вы наверняка найдете что-нибудь подходящее. Тем не менее, пара приглашений оказалась из разряда тех, на которые нельзя было не откликнуться - не из-за самих соревнований, а из-за уважения к приглашавшим. Так мы стали участниками двух достаточно крупных, достаточно известных и достаточно непохожих между собой мероприятий: 24-го Всекитайского чемпионата по традиционному ушу, саньда и туйшоу провинции Шаньси и 7-го Международного чемпионата по ушу в Пекине. Добавив прошлогодний опыт к опыту этого года, мы начали сравнивать, обобщать и делать выводы - которыми и собираемся с вами поделиться... Если вы собрались посоревноваться в ушу на его родине, эта информация для вас... 

Часть 1. Рассуждения о типах соревнований

Но сначала несколько слов о соревнованиях в Китае вообще. Для себя мы подразделили их на два типа.

Первый тип: внутрикитайские соревнования по конкретному стилю или направлению. Мероприятие сугубо «для своих», для традиционных мастеров - возможность встретиться, пообщаться, похвастаться своими учениками, посмотреть на учеников старинных приятелей... Впрочем, немало мастеров старой школы даже подобную тусовку считает мероприятием слишком публичным и участия в ней не принимает - неинтересно, не традиционно, и вообще пустая трата времени с точки зрения повышения гунфу...

IMG_2210

Второй тип: организаторы, цели и задачи вроде бы те же, но соревнования проводятся «по ушу вообще». Они могут быть городскими, провинциальными, общекитайскими, международными, в названии может присутствовать слово «традиционный» - не суть важно. Как ни удивительно, но небольшое вроде бы изменение программы меняет и состав участников, и атмосферу происходящего. Разделение по комплексам остается только для спортивного ушу, для традиционного один стиль (или группа стилей) - это не более чем один вид программы, причем только в «безоружном» варианте. Комплексы с оружием группируются только по видам оружия, а отнюдь не по самим стилям, зато возрастных категорий становится больше. Ну, и судейство ведется фактически по китайским спортивным правилам 1991 года.

Часть 2. Воспоминания о Хэшуне-2006

К первому типу относятся Всекитайские соревнования по синъицюань в Шаньси, на которых мы оказались в прошлом году, причем казались практически случайно. Я (т.е. Михаил) слышал об этом мероприятии, и было жутко любопытно посмотреть, как оно бывает, но не особо рассчитывал, что мы туда попадем - как-никак, речь шла исключительно о китайских командах. И тут наши друзья - наставники из Пекина поинтересовались, не едем ли мы в Шаньси соревноваться? Мы хором ответили «Едем!», и вопрос был решен - за пару минут, одним звонком по телефону (Китайцы до сих пор признают только разговор по телефону, а реагируют только на сообщения, отправленные и полученные по факсу). До открытия оставалось 4 дня... Вообще история получилась забавная. Но вернёмся к самому мероприятию. 

Соревнования, к нашему изумлению, оказались гораздо большим, чем просто соревнованием. В г. Хэшунь съехались представители самых разнообразных направлений синъицюань - тысячи полторы участников, мастеров, судей, почетных гостей и просто любопытствующих - так что маленький городок погрузился в атмосферу этого праздника ушу. Встретившись на улице, представители разных команд приветствовали друг друга, как и полагается адептам ушу. Старики степенно раскланивались, детишки подпрыгивали, вопя и размахивая руками. Все улыбаются, расспрашивают: а ты кто? А откуда? Да неужели синъицюань показывать будешь? А учитель кто? (Правда, это всё в таком количестве, что сатанеть потихоньку начинаешь.)

^AA92F26D3BA5C0D6EAD6FA1B3186376A11D4D045F0C9FFACC5^pimgpsh_fullsize_distr

Сами соревнования, обладая всей обычной атрибутикой, как-то: построения, судейство, оценки, весьма отличались по духу от прочих подобных мероприятий. Не было соперничества. После твоего выступления подходят незнакомые люди и, похвалив, тут же укажут на ошибки, объясняя, в чем промах. Знакомые - гордые твоим успехом едва ли не больше, чем своим собственным, поздравят с очередной медалью и тут же, не теряя времени, устроят «разбор полетов» как раз по тому комплексу, в котором ты только что что-то там выиграл. Внешняя, формальная сторона - соревнования - и внутренняя - понимание синъицюань - словно лежат в параллельных плоскостях, и для традиционного мастера одно с другим никак не связано. «На соревнованиях надо выполнять комплекс быстро, четко, чтобы было красиво, чтобы людям было на что посмотреть, - говорил нам один из наших пекинских наставников. - А для того, чтобы росло гунфу, надо делать все медленно, отслеживать все детали... Когда мы работаем для гунфу, мы никуда не опаздываем... ну, и со стороны это выглядит совсем некрасиво и неинтересно, смотреть, в общем, не на что...»

Вообще всё напоминало встречу старых друзей, праздником, на котором мы оказались неожиданными и несколько экзотическими гостями. Само действо скорее походило на беседу, обмен мнениями в виде таолу. И оценки здесь не имеют никакого значения. Конечно, приятно заработать медаль. Но это как бы, между прочим. Вспоминаю выступление одного старого мастера. Демонстрация прекрасной техники - поражаешься, как можно в его-то годы так двигаться. Каждое движение наполнено внутренним искусством. И вдруг - остановился! Забыл? А может, передумал? Вот ведь, и такое бывает. Остановился, улыбнулся, поклонился и ушел с ковра. Буря аплодисментов... Беседа, где все готовы выслушать друг друга. А всё прочее ерунда.

Часть 3. Тайюань - 2007. 1-й Международный и 24-й Всекитайский чемпионат провинции Шаньси

Соревнования в Тайюани, на которых мы выступили в этом году, оказались «промежуточными» между первым и вторым типом. Они были обозначены как «24-й Всекитайский чемпионат по традиционному ушу, саньда и туйшоу провинции Шаньси» и одновременно - «1-й Международный чемпионат по традиционному ушу в Шаньси».

IMG_2305   В соревнованиях приняло участие 1900 человек, 170 команд со всего Китая, по саньда - 170 человек, по туйшоу - около 70. Иностранцы, наличие которых позволило организаторам гордо включить в название слово «Международный», представляли следующие страны: Германия - 1 чел. (тайцзицюань, 24 форма), Австралия - 1 чел. (4 года как живущий и работающий в Китае, синъицюань по линии Че Ичжая), Япония - 1 чел. Самая большая зарубежная команда была из России - аж два человека (Михаил Андреев и Наталья Григорьева, синъицюань). Так что мероприятие и формально, и по сути было сугубо китайским.

Из стилей были представлены: синъицюань всех школ и направлений, багуачжан, саньцзяоменцюань, люхэцюань, муцзыцюань, тайцзицюань во всех мыслимых формах, шаолиньцюань, пигуацюань, дитанцюань, бацзыцюань, фаньцзыцюань, янцинцюань, нанцюань, сянсинцюань, хундунтунбейцюань, чанцюань, хунцюань, гунлицюань, тунбицюань, дитанцюань и др.

График выступлений был более чем плотным: шесть площадок, и на всех - утренние, дневные и вечерние выступления, плюс к этому, в том же зале - саньда и туйшоу. Поскольку именно Шансийское общество изучения синъицюань принимало самое непосредственное участие в их подготовке, и поскольку синъицюань - «фирменный» стиль провинции Шаньси, синъицюань на этих соревнованиях был представлен весьма широко. Соревновались по отдельным традиционным комплексам, ну и по спортивным «гуйдинам» тоже. Судейство было вполне объективным и грамотным. Но (!)... Если на соревнованиях в Хэшуни спортсменам, в отличие от «традиционщиков», было практически не с чем выступать и их там было относительно мало, то в Тайюани заявленное в программе множество стилей было удобно как раз для спортсменов, и погоду начали делать именно они.

Было очень странно видеть, что пожилые специалисты ушу, действительно обладающие немалым мастерством, спорят между собой, волнуются и переживают из-за баллов и мест. Еще более странно видеть, как те же немолодые мастера соревнуются в исполнении «гуйдин таолу» - нормативных комплексов, предназначенных для институтов физкультуры. Для синъицюань они начали разрабатываться лет 10 назад и формируются до сих пор. Что заставляет зрелых людей разучивать и демонстрировать их, пренебрегая традиционными комплексами своей школы - загадка...

Общее впечатление от соревнований - что соревнования как таковые по традиционному ушу действительно убивают дух традиции, и с каждым годом это становится все заметнее.

IMGA0429

Истинные мастера всегда считали соревнования занятием, не имеющим отношения к традиции ушу; это всегда говорилось, но в этот раз стало заметно особенно ярко и отчетливо. Для выступлений «на публику» нужны яркие, броские элементы и эффектные движения, которые легко сравнивать и оценивать. Та внутренняя работа, которая и составляет суть традиционного ушу, в режиме соревнований и правил судейства обречена оставаться незамеченной. На этих соревнованиях положение спасало то, что каждый стиль судили уважаемые в мире ушу люди, владеющие традицией именно этого стиля. Зато среди выступающих по традиционным стилям многие демонстрировали либо спортивные комплексы, либо чисто спортивную технику. Например, в моей группе «девушек за 40...» базовые принципы традиционного синъицюань - без которых синъицюань просто не существует - ни одна китаянка не выполнила. Тем не менее выступлении оценивались, и баллы за них выставлялись... Нынешнее поколение судей - из старых мастеров - комментировало и между собой оценивало их выступления весьма скептически, но оценки было вынуждено выставлять в соответствии с правилами. Я (т.е. Наталья) выступала в этой группе последней, единственная из всех - под аплодисменты зала. По-моему, оценки были не самые высокие. Непосредственно перед выступлением такие мелочи, как оценки соперниц, тут же вылетали из головы, а потом посмотреть их было уже негде - в итоговых протоколах стояли только места. Место, несмотря ни на что, оказалось первым. Надо полагать, «за верность принципам синъицюань». Такая вот загадочная история... Но если вы думаете, что китайцы готовы «за так» давать первые места иностранцам «из политических соображений», то могу сказать, что за комплекс с мечом у меня получалось первое место... не дали, посчитав, что третья золотая медаль - «многовато будет».

IMGA0413        IMGA0423

У мужчин среднего и старшего возраста с соблюдением принципов стиля особых проблем не наблюдалось, там была жесткая конкуренция, сильные мастера, и там действительно было на что посмотреть. Если в Хэшуне мы были немного гостями, то тут на ковре нас воспринимали как равных, как достойных соперников и серьезных конкурентов. Вообще-то это было приятно. Было приятно, что прошлогодние знакомые нас не забыли и встретили весьма дружески. Было лестно, что китайцы подтягиваются поближе к площадке, когда подходит наша очередь выступать. Было забавно смотреть, как исчезают скептические и ехидные ухмылки с физиономий китайцев, которые не знали нас по прошлогодним соревнованиям в Хэшуне.

Зато молодежь в подавляющем большинстве демонстрировала спортивное ушу. Ребята показывают отменную акробатику, гибкость, четкость исполнения форм... Но о передаче традиции и о том, чем все же отличается спортивное ушу от традиционного, не всегда задумываются даже тренеры. Я (т.е. Наталья) лично была невольным свидетелем разборки по поводу оценок между тренером команды девушек, демонстрировавших традиционный синъицюань, и одним из судей, который, исчерпав все разумные доводы, тут же в зале начал показывать, что должно быть в традиционном синъицюань, а что в принципе недопустимо. К взаимопониманию они, впрочем, так и не пришли...

Когда самым важным оказываются места и награды, случаются забавные казусы. Итоги последнего дня соревнований не успели подвести до церемонии официального закрытия, они были готовы только на следующий день. Однако отсутствие результатов одного из трех дней соревнований ничуть не помешало определить победителей и провести торжественное награждение победивших команд. Ну как им это удалось, а?

IMGA0458

Пожалуй, самой показательной оценкой этих соревнований было то, что почетные гости из мастеров старых школ, не занятые в судействе, предпочитали большую часть времени сидеть в фойе, гонять чаи, курить, общаться между собой. Смотреть в зале им было практически не на что, и ни один из них не согласился участвовать в показательных выступлениях на церемонии закрытия соревнований. «Не вижу смысла», - объяснил свой отказ один из мастеров. Анализируя потом свои ощущения, мы пришли к тому же самому. 

Все, что происходит подобным образом, лишено истинного смысла ушу, так что участие в подобных мероприятиях становится попросту бессмысленным. Как оказалось, даже такую, казалось бы, очевидную задачу, как пропаганда здорового образа жизни, интереса к традиционной культуре, к ушу как национальному достоянию, подобные мероприятия не решают. Несмотря на то, что соревнования проводились известным обществом, в столице провинции, которая испокон веков считалась колыбелью боевых искусств, зрителей на трибунах практически не было, если не считать зрителями родителей самых маленьких участников. И судьи, и организаторы отмечали, что в мероприятие были вложены огромные деньги, реклама была развешана по всему городу, местное телевидение вело прямой репортаж с места соревнований, - но общественный резонанс и общественный интерес к мероприятию был до обидного мал.

Часть 4. Пекин - 2007. 7-й Международный чемпионат по традиционному ушу 

Следующее мероприятие называлось «7 Международный чемпионат по традиционному ушу в Пекине» (и оно оказалось именно соревнованием второго типа). Чемпионат проводится с 1994 года, проходит один раз в 2 года, и китайцы его активно продвигают и пропагандируют. Собственно, шумная пропаганда, заблаговременная (за год) подготовка, обещание большого числа участников со всего мира, большого традиционного раздела, который судится традиционными мастерами, наличие добрых знакомых среди организаторов решительным образом повлияли на наше решение участвовать в данном мероприятии. 

China2007 382

Кое-что настораживало сразу же: программа-приглашение с детально расписанным разделом по спортивному ушу и весьма сжатая - по традиционному; довольно высокие взносы за участие; неприлично высокие суммы за гостиницу и прочее обслуживание (50 долларов в день с человека; реально номер в гостинице стоил вдвое дешевле, а найти более дешевую гостиницу с тем же уровнем сервиса не составляло особого труда). Уже на месте выяснилось, что главный организатор - не Пекинский институт ушу, а некая частная китайско-американская организация содействия развитию чему-то там в области ушу, спорта и прочего здравоохранения.

Встретили нас двоих, прилетевших в Пекин за месяц с лишним до мероприятия, вполне радушно, встретили в аэропорту, предложили помощь с гостиницей. Поскольку ожидалось шесть команд из России, нашли китайцев, более-менее владеющих русским. Решение оргвопросов свелось к попытке тут же содрать с нас какую-то немыслимую сумму в «американских юанях» - оргвзнос за всех участников нашей еще не приехавшей команды, страховка за всех участников, и прочие деньги за все время соревнований опять же за всех участников. После небольшого торга в лучших традициях китайского рынка мы заплатили организационный сбор, а все прочие финансовые расчеты отложили до лучших времен - т.е. до самих соревнований, после чего довольные организаторы, как водится, потащили нас в ресторан отметить знакомство в компании с обязательной уткой по-пекински и прочими ресторанными вкусностями. Хозяева хвастались большим опытом проведения подобных мероприятий и прекрасной организацией.

Договорились, что 19 августа всю нашу команду забирают на автобусе у нашей гостиницы и везут в Хуайжоу, к месту проведения соревнований (Доставка от аэропорта или гостиницы до места и обратно входила в стоимость.) 18-го выяснилось, что забрать нас от гостиницы «никак невозможно», а автобус отправляется от железнодорожного вокзала, до которого надо добраться своим ходом. Отправления ждали еще полтора часа, так что если бы ехали сами рейсовым автобусом, то давно были бы на месте. Регистрация и заселение прошли быстро. Все иностранцы при этом почему-то оказались в одной гостинице, самой далекой от места событий, все китайские спортсмены - в другой, судьи - в третьей, гости - в четвертой...

IMG_0965   Дальше - больше. Смотрим только что выданную программу выступлений: русские, американцы, японцы, Гонконг, Италия... и ни одного китайца!!! Один, два, три участника в каждом виде, шесть - это уже много, десять - это уже жестокая конкурентная борьба... Китайцы обнаруживаются в конце списка, отдельным мероприятием, на отдельных площадках, причем такого, чтоб китайцы и не-китайцы делали одно и то же на соседних площадках, не было ни разу. При этом и у китайцев - по одному, двум, трем участникам в каждом виде... «Международность», по мнению организаторов - это когда китайцы соревнуются исключительно с китайцами, а все прочие между собой.

Если верить программе, мы оказываемся единственными иностранными представителями традиционного синъицюань. По факту «синъишников» было побольше - добавились американцы и гонконгцы, объявившиеся как раз накануне соревнований и ни в какие официальные документы не попавшие. Ну, и у китайцев набрался десяток... Я (т.е. Наталья) задала организаторам дурацкий, но очевидный вопрос: что мешает объединить китайцев и иностранцев хотя бы в тех видах, где с каждой стороны - по одному-два участника? Ответом было недоуменное молчание. Рассказываю, что вот только что в Тайюане иностранцы соревновались вместе с китайцами - и все были довольны. «И вы там даже выигрывали? Ну надо же, какие молодцы» - отвечают китайцы. «А здесь-то что мешает объединить группы?» «Здесь? Нет, никак нельзя». Участников и вообще-то немного: 300 с небольшим - иностранцев, 400 с небольшим - китайцев. Для сравнения: в провинциальном Хэшуне в прошлом году собралось около 1000 представителей только по синъицюань; в Тайюане в этом году было около 2000 участников, а в прошлые годы собиралось и до 5000. 

...Встреча организаторов, руководителей и тренеров вечером накануне открытия. Четверть, если не треть присутствующих - русские. Выступления идут на китайском и английском, русские выкручиваются как могут. Впрочем, слушать особо нечего - обычные пафосные речи о грядущем великом мероприятии, призванном укрепить дружбу между народами. Практических вопросов организаторы «не слышат». На вопрос, можно ли изменить вид программы, чтобы не выступать в гордом одиночестве, следует отрицательный ответ - все должно остаться так, как было зарегистрировано полгода назад. «Да вы не волнуйтесь, окончательные списки будут известны только завтра, перед началом соревнований, там еще люди приехали, может, вы и не одни в группе...» Организаторы особо просят «не спорить с судьями, потому что они очень квалифицированные и судят как надо, и вообще у них очень много работы».

China2007 268

У судей действительно было очень много работы. За три дня - а это утренние, дневные, вечерние соревнования, и в каждый «заход» около 80 человек на каждой из трех площадок - их состав не менялся НИ РАЗУ!!! Одни и те же люди с утра до ночи судили все подряд: все спортивные стили, все традиционные стили, все возраста, все виды оружия... После первого дневного «захода» стало ясно, что нормально «отсмотреть» за 3 часа 80 человек - нереально, и началось «ускорение процесса». Везде, где только можно, на площадку начали приглашать по 2, а потом и по 3 человека одновременно. Обычно по двое выступают на соревнованиях по тайцзицюань - здесь тайцзицюань делали аж по 4 человека за раз. Следующий этап «ускорения процесса»: боковые судьи выставляют оценки сразу после выступления, а окончательная объявляется тогда, когда будет подсчитана, т.е. после того, как успеют выступить еще 1-2 человека. Зато за дипломами и медалями можно было подходить уже через час-два после окончания каждого вида.

К последнему дню процесс был настолько отработан, что все утренние выступления уложились часа в полтора. Складывалось ощущение, что демонстрация мастерства как таковая здесь не нужна, что сами выступления никому не неинтересны, что результаты легко предсказуемы и известны заранее, и главная цель и смысл мероприятия - как можно быстрее раздать как можно больше бумаг с печатями и блестящих кружочков и избавиться наконец от всех этих хлопот.

...Умилил подход к регистрации участников непосредственно перед выступлениями. Каждому заранее был присвоен и выдан большой четырехзначный личный номер. И вот «разводящий» начинает собирать очередную группу иностранцев - то есть привычной быстрой китайской скороговоркой выдает что-то вроде «ар яо яо лин»... и никак не может понять, почему публика вокруг шумит и волнуется, но сами спортсмены не откликаются.  Показать же список, в котором рядом с номером была еще и фамилия
DSC00801   латиницей, весь первый день было почему-то «никак нельзя». Ко второму дню уже стало можно...

Кстати, все объявления в зале также шли исключительно на китайском. Нас-то это не очень касалось, а вот спортсменам, которых интересовали места и баллы, это было важно. Кто хоть раз слышал, как коверкают китайцы иностранные фамилии, тот поймет, в чем дело. Да и объявлять русских победителей - а наши выигрывали практически все виды, в которых участвовали - китайцы как-то не спешили, в фаворе были американцы (Некстати вспомнилось, что организатором-то было как раз китайско-американское предприятие...). После отказа организаторов решить проблему (это тоже, как оказалось, «никак нельзя») наши, никого больше не спрашивая, как-то справились сами, так что фамилии русских победителей теперь звучали на родном языке, ясно и четко...

...Разозлил запрет находиться в зале кому бы то ни было, кроме спортсменов, ждущих выступления. На всех прошлых соревнованиях общение у площадки всегда было самым «вкусным», и для всех участников, гостей, руководителей, тренеров, фото- и видеооператоров проход был свободным. А здесь получалось, что нельзя не то что посоревноваться или пообщаться с интересными людьми, но и просто посмотреть вблизи на выступления китайских «коллег по цеху». И если «спортсмены» не очень страдали от этого запрета, предпочитая не столько смотреть на конкурентов, сколько орать и хлопать с трибун, поддерживая своих, то для нас подобный запрет был полной дикостью, и мы его обходили всеми правдами и неправдами. Так, после «китайского» синъицюань встретили знакомого - руководителя школы синьи семьи Дай. В Хэшуне он был судьей, в Тайюань привозил команду, и сюда вот привез... Познакомил с патриархом своей школы, оба живо заинтересовались прошедшим в Москве фестивалем, просили обязательно пригласить на следующий, обещали непременно приехать. Впечатления от пекинских соревнований? Да вы лучше приезжайте к нам, мы живем всего-то в 60 км от Тайюаня. Покушаем, выпьем, про синъицюань поговорим, позанимаемся. У нас самый хороший синьицюань, самый старый из всех направлений, значит, самый правильный. Да чего мы тут время теряем, поехали прямо сейчас, а? (Увы, через 3 дня мы возвращались в Москву, так что встречу пришлось отложить до следующей поездки). 

Что касается собственно соревнований... Шума и рекламы было очень много. За год до начала чемпионата казалось, что вся пекинская ушуйная общественность - от сотрудников института ушу до стариков из парков - в курсе грядущего события, так что поначалу создавалось впечатление серьезности мероприятия. Но вот прошла церемония открытия (на построении иностранные команды - в первом ряду, китайские - во втором...) с долгими торжественными речами (воистину долгие, потому что все звучало на двух языках - английском и китайском), обязательными танцами львов и драконов и показательными выступлениями, начались сами соревнования...     China2007 254

И стало грустно. Дети, спортивное ушу. Техника и база - никакие, с таким уровнем у нас и до первенства Москвы бы не допустили. С иностранцами - понятно, приехали не те, кто посильнее, а те, кто может себе позволить недешевое удовольствие вывезти ребенка в Китай... но и китайские детишки делают не лучше! Смотрим дальше. Побегали, попрыгали, покувыркались. Каждая команда кричит и хлопает сверху - только своим. Чем больше спортсменов в команде, тем больше шума с трибун. После китайских традиционных соревнований, где весь зал поддерживал тех, кто понравился, не деля на своих и чужих, это казалось дикими, ну да ладно, в конце концов, спорт есть спорт. Уровень выступающих постепенно растет. Прыжки, шпагаты, замирания в стойках... Ярко, блестяще, красиво, и вместе с тем - однообразно. Мы ждем выступления Евгения, оно должно быть где-то в конце, и, чтобы не заскучать, начинаем раскладывать увиденное на составляющие. Легко нашлись и идентифицировались: акробатика, спортивная гимнастика, художественная гимнастика, постановка хореографии... Кажется, переодень девчонок в гимнастические купальники - никто и не догадается, что ушуистки.

IMGA0579   IMGA0586

У мужчин среднего и старшего возраста с соблюдением принципов стиля особых проблем не наблюдалось, там была жесткая конкуренция, сильные мастера, и там действительно было на что посмотреть. Если в Хэшуне мы были немного гостями, то тут на ковре нас воспринимали как равных, как достойных соперников и серьезных конкурентов. Вообще-то это было приятно. Было приятно, что прошлогодние знакомые нас не забыли и встретили весьма дружески. Было лестно, что китайцы подтягиваются поближе к площадке, когда подходит наша очередь выступать. Было забавно смотреть, как исчезают скептические и ехидные ухмылки с физиономий китайцев, которые не знали нас по прошлогодним соревнованиям в Хэшуне.

Того, что мы привыкли понимать под «ушу», пока не наблюдается. Но и в «традиционной» части - та же ерунда. Спортсмены, пытающиеся выполнить традиционную технику. При этом забавно понаблюдать за выражением лиц почетных гостей, традиционных мастеров. Смотреть - скучно и тошно, просто встать и уйти - неловко. Каждый коротает время, как может. «Наши» пекинские друзья с нескрываемой радостью пользовались возможностью сбежать на полчасика из-за представительского стола, чтобы дать нам очередной урок, прихватив за компанию кого-нибудь из отчаянно скучающих коллег. Надо ли говорить, что мы при этом радовались не меньше... 

...Для нас истинное содержание мероприятия стало очевидным после соревнований по поединкам, проходивших в самый последний день. В один вид объединили все: традиционные и спортивные дуйляни без оружия, с оружием, театрализованные поединки по три человека, все возрастные группы - детей, взрослых, стариков... Набралось около 20 выступлений (при том, что в абсолютном большинстве видов программы насчитывалось от 1 до 4 выступающих). Старшее поколение с демонстрацией внутренней работой, принципами тайцзи, «усилием слышания»... мы со своей традиционной техникой - реально действенной, но незрелищной... и молодежь с театрализованными постановками, ни к реальности боя, ни к внутреннему мастерству не имеющими отношения... Ну так вот: абсолютно все первые места заняла молодежь, потом шли мы, а потом - самыми последними - старики. Вот это для нас было шоком. И как нелепы после этого заявления с серьезными лицами, что это всё и есть традиционное ушу. Такого пренебрежения не только традициями ушу и традиционным видам ушу как таковым, но и полного пренебрежения к старости, полного пренебрежения к принципу «сяо» - «сыновней почтительности» - одному из основополагающих в китайской традиционной культуре - видеть еще не доводилось! В чем дело? А это просто экспортный вариант, этакое «ушу на вывоз», экзотический китайский вид спорта, в котором побеждает молодость, сила... и деньги. И настойчивое стремление убедить весь свет, что так и должно быть.

China2007 361

Часть 5. Вместо послесловия...

Подводя итоги, можем сказать, что соревнования, организованные китайцами для иностранцев и потому усиленно рекламируемые, для человека, занимающегося традиционным ушу, никакого интереса не представляют. Таких «международных» соревнований с каждым годом в Китае проходит все больше и больше - поскольку и для рекламы хорошо, и подзаработать можно неплохо. Если кому-нибудь для повышения собственного статуса или статуса своего клуба, для большей весомости и убедительности при разговорах с чиновниками, администрацией, родителями учеников нужны золотые, серебряные и бронзовые кружочки с китайскими иероглифами - обращайтесь, поделимся (опытом, конечно). А вопрос о том, участвовать ли вообще в китайских, всемирных, международных, зарубежных и прочих соревнованиях мы для себя решили так: лучший способ не разочароваться в ожиданиях - это точно знать, куда и для чего едешь.

Чтобы понять, куда именно вас приглашают, обратите внимание на некоторые организационные моменты. Например, у «внутристилевых» соревнований в программе будут отдельные виды соревнований по важнейшим для стиля комплексам или группам комплексов; отдельные виды по характерному для стиля оружию; разумное разделение участников на возрастные группы - не очень маленькие (типа «16-17 лет»...), не очень большие (типа «старше 25-ти»...). Посмотрите, кто выступает организатором - общество, которое специализируется именно на этом стиле, или какая-нибудь «Ассоциация китайского ушу», и кто является спонсором - государственная структура или частная организация. Первое, понятное дело, предпочтительнее, поскольку в этом случае задачу «срубить денег» организаторы перед собой не ставят. В этом случае организационные взносы весьма небольшие, гостиницы - вполне бюджетные, причем организаторы обязательно поинтересуются, вам подешевле или покруче. Цена не будет превышать прейскуранта гостиницы (а может оказаться и дешевле). В общем, если вы уверены, что едете на подобное мероприятие, постарайтесь не упустить возможности. Это даст вам очень много для понимания, что такое китайское ушу, даст возможность поглядеть на всю «кухню», завязать полезные знакомства, получить много полезной и во многом уникальной информации, пообщаться непосредственно с носителями традиции, ну и Китай посмотреть, кто еще не видел...

Не расстраивайтесь, если не успеваете подать заявки в срок или связаться с организаторами. Как вы сами могли заметить, даже команда, не дававшая никаких заявок и свалившаяся организаторам как снег на голову накануне открытия мероприятия, будет с большой долей вероятности успешно посчитана, построена и к соревнованиям допущена.

Ну, и в завершении для любопытствующих: официальные результаты соревнований.

Тайюань, 29-31 июля, Всекитайский 24 чемпионат по традиционному ушу, саньда и туйшоу провинции Шаньси: 2 золотых медали (традиционные таолу синъицюань без оружия и традиционное копье синъицюань), 2 серебряных медали (меч дао и меч цзянь), 1 бронзовая (парное оружие - шуангоу), четвертое место (традиционные таолу синъицюань) и шестое место (парные комплексы, из 30 пар участников).

Пекин, 20-23 августа, 7 Международный чемпионат по ушу: 5 золотых медалей (синъицюань таолу, длинное оружие - копье, парное оружие - шуангоу), 1 бронзовая (синъицюань таолу), 5 место (традиционный тайцзицюань), 7 и 8 места (театрализованные поединки).

 

Наталья Григорьева
2007 г.

  

Поделиться: