УШУ КАК ЧАСТЬ КУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ КИТАЯ


Интервью мастера Сунь Сюя каналу"Просвещение"

Сегодня у нас в гостях мастер Сунь Сюй - мастер синъицюань, тайцзицюань, люхэцюань, даосских практик, туйшоу, судья международной категории по ушу и саньда, историк и исследователь традиционного ушу, один из самых авторитетных специалистов по традиционному ушу в современном Китае, - который любезно согласился ответить на несколько наших вопросов.

Мастер Сунь, как Вы думаете, могут ли представители не-китайской культуры – русские, европейцы, американцы, – адекватно воспринять и полноценно освоить ушу, которое является частью совершенно чужой для них культуры – китайской?

Я думаю так: что касается китайской традиционной культуры, то представители любой другой культуры вполне способны понять ее, если она передана адекватно и точно. Поскольку ушу является частью общей китайской культурной традиции, его тоже способны воспринять не только китайцы. Культура традиционных боевых искусств  является важнейшей частью общей духовной традиции Китая, которая так или иначе проявляется во всех областях жизни, учебы, работы и другие областях жизни современного общества.

В китайской культуре можно выделить две составляющие. Первая – это коренная, исконная культура. Вторая – внешняя, привнесенная. Вместе они составляют то, что мы называем китайской культурой. Первая идет из глубины веков и рождена именно на нашей земле и именно нашим народом. Что из себя представляет эта исконная культура? История Китая насчитывает 5-6 тысяч лет, за это время произошло очень многое. 2,5 тысячи лет  назад Китай был раздроблен на множество маленьких государств, постоянно воюющих между собой. Народ, на которого легли все тяготы бесконечных войн и смены правителей, бедствовал, и постепенно начал задумываться – в чем причина тяжелой жизни, междоусобиц и войн? В этот период появляется такой великий  мыслитель, как Лаоцзы – основатель даосизма. Вся его жизнь была полна бед и лишений. Он учит о том, что не надо слишком много переживать о том, что было раньше, и бояться того, что может случиться позже. Учение Лаоцзы говорит о том, как жить здесь и сейчас, в чем состоят основные принципы жизни и как им правильно следовать. Его учение говорит, что следование естественности избавляет человека от страданий. Природные явления – жара, холод, буря, засуха – являются причиной человеческих страданий, если человек не следует естественному ходу вещей, поэтому учение Лаоцзы – это учение о следовании естеству.

Вторым великим мыслителей Китая является Конфуций. Его учение мы сейчас называем конфуцианством. Конфуций является истинным учеником Лаоцзы, тому есть исторические свидетельства. Конфуций воспринял суть учения Лаоцзы и развил его дальше. Его учение говорит о том, как следует вести себя конкретному человеку в обществе, как должны строиться общественные взаимоотношения, как должны быть выстроены  обряды и ритуалы в соответствии с общественной иерархией, учит нравственному поведению. Конфуций учит, что каждый человек должен очень точно знать, в каких ситуациях как именно следует себя вести, каково его место в иерархии общественных отношений. Например, каждый человек должен знать, что папа и мама – выше, чем он, и он должен их уважать и почитать. И он также должен знать, что его дети – ниже, чем он, и он должен их учить и воспитывать. В этом и состоит суть учения Конфуция. Мы, китайцы, следуем этому учению уж более 2500 лет. В современно западном мире тоже известно и имя Конфуция, и его учение. Во Франции, Германии, Польше, США, Росси и других странах сейчас действуют отделения Международного института Конфуция. Они изучают учение Конфуция, ценность его учения для современного мира.  Лаоцзы и Конфуций являются истинными представителями китайской культуры в общемировой культуре.

Еще одно направление китайской культуры – традиционная китайская медицина. Это учение об энергетических каналах организма, учение об энергии «ци». Это то, что мы называем учением о «пестовании жизненности». И еще один пласт нашей традиционной культуры – учение Сунь Цзы о военной стратегии и тактике. Все это – наша исконная, насчитывающая 2,5 тысячи лет, культура. Это – первая составляющая.

Вторая составляющая – культура, привнесенная извне. Применительно к Китаю таковой является буддийская культура. Все мы знаем, что учение буддизма возникло в Индии, где он и сейчас широко распространен. В Китай буддизм пришел 2 тысячи двести лет назад из Индии. Чему учит буддизм? Как буддизм объясняет причину человеческих страданий?  Буддизм говорит, что если в прошлой жизни вы совершили множество неподобающих поступков, думали только о себе, и не совершали хороших поступков, то вследствие своих поступков в прошлой жизни в этой жизни вы будете терпеть страдания. Поэтому в этой жизни вы должны совершать добрые дела и не творить зла. После вашей смерти ваша судьба в следующем рождении будет определяться вашей предыдущей жизнью и вашей нынешней жизнью. Между вашей прошлой, настоящей и будущей жизнью есть прямая связь. Поэтому в буддизме простой народ надеется на то, что следующая жизнь будет лучше нынешней. Вот эти две составляющие и образуют традиционную китайскую культуру.

Что такое ушу в китайской культуре? Какова роль ушу в общей культурной традиции Китая? В чем ценность ушу для мировой культуры?

Что такое ушу в китайской культуре? Это понятие в китайском языке состоит из двух частей. Под «у» (дословно – боевое или военное) мы понимаем гунфу, то есть внутреннее мастерство, под «шу» (дословно - искусство) – способы его достижения. У других народов тоже есть военное искусство, но проявляется оно иначе. Например, японское дзюдо, карате, корейское таэквондо, тайский бокс и так далее – все они, с китайской точки зрения, относятся к ушу.

Но это только с одной стороны. Китайское ушу имеет свои уникальные особенности. Например, в нем внутренне и внешнее гармонично сочетаются. Оно развивает не только внешнюю, физическую, сторону, но и внутреннюю, то есть учит не только движениям и приемам, но и внутреннему совершенствованию. Ушу воздействует и на внутренние органы, и на сознание. Вот это среди боевых искусств других стран – большая редкость. Я могу назвать только один аналог – индийскую йогу. Она тоже упражняет и внешнее, и внутреннее.

Ушу, как часть культурной традиции, плотно вплетено в общекультурный контекст. Например, стили ушу принято делить на «внешние» и «внутренние». Почему? Все, что относится к нашей исконной, собственно китайской культуре, мы называем своей «внутренней» культурой. Культуру, привнесенную извне, мы называем «внешней» культурой. Многие люди ошибочно считают, что во «внешних» стилях практикуется «внешнее», т.е. тренируется физическое тело, а во «внутренних» - «внутреннее», т.е. энергетическая составляющая организма. Это совершенно неверно. На самом деле «внутренними» стили ушу называются потому, что они связаны с исконной, «внутренней» культурной традицией – даосизмом и конфуцианством., а «внешние» стили связаны с «внешней», привнесенной в китайскую культуру традицией – буддизмом. Сейчас в Китае делается упор на развитие именно традиционных видов боевых искусств. То ушу, которое является традиционным для нашей страны, то есть ушу, связанное с даосизмом – это тайцзицюань, синъицюань и багуачжан. Они, как мы уже говорили, являются тремя стилями «внутренней семьи». Они основаны на даосских практиках «пестования жизненности», поэтому занятия любым из этих стилей весьма благоприятно сказываются на здоровье.

Мы сегодня много говорили о китайской традиционной культуре и о китайском традиционном ушу. Я очень рад, что вы затронули эту тему. Во время проведения олимпиады в Китае ушу не было включено в ряды олимпийских видов спорта. Это очень досадно, но почему это произошло? Потому, что  ушу, представленное олимпийскому комитету, представляло собой спортивный вариант, а олимпийскими видами могут быть только виды спорта, традиционные для какой-либо культуры. Сейчас в Китае делается упор на развитие именно традиционных видов боевых искусств. То ушу, которое является традиционным для нашей страны, то есть ушу, связанное с даосизмом – это тайцзицюань, синъицюань и багуачжан. Они, как мы уже говорили, являются тремя стилями «внутренней семьи». Они основаны на даосских практиках «пестования жизненности», поэтому занятия любым из этих стилей весьма благоприятно сказываются на здоровье. Например, занятия таким стилем, как синъицюань, во-первых, естественным образом  тренируют организм, причем не только тело, но и сознание. Во-вторых, синъицюань способствует оздоровлению организма. Проблемы с желудком, сердцем, легкими – все это можно исправить занятиями, причем при этом не требуется принимать какие-либо лекарства, для оздоровления задействуются собственные силы организма. В-третьих, это, конечно, его практическое, боевое применение. Владение этим стилем научит вас, как не позволить другому человеку нанести вред вашему здоровью. Четвертое, и, на мой взгляд, самое важное: он продлевает жизнь, дает долголетие. Если взять по десять самых выдающихся мастеров четырех самых известных стилей – тайцзицюань, синъицюань, багуачжан, шаолиньцюань – то именно мастера синъицюань окажутся долгожителями, среди них средняя продолжительность жизни – около ста лет. Второе место занимает багуажчан, 95 лет, третье место – тайцзицюань,  а последнее – шаолиньцюань, который, как мы уже говорили, является «пришедшим извне», «стилем внешней семьи». Его движения требуют применения большой физической силы, поэтому молодым людям можно и полезно заниматься этим стилем, а людям старше сорока лет – нет. Именно поэтому во всем мире сейчас растет интерес к изучению синъицюань. С каждым годом все больше людей из Америки, Канады, Японии, Франции, Германии, России приезжают в Китай именно ради изучения синъицюань.

 

Поделиться: