ЗАБЛУЖДЕНИЯ О КИТАЙСКОМ ОРУЖИИ


Галерея: Китайское оружие

Каждый, кто когда-либо сталкивался с ушу или просто смотрел китайские или гонконгские фильмы, уверен, что имеет представление о китайском оружии. Разве можно забыть, как здорово размахивал саблями Джет Ли в фильме "Шаолинь", когда играл монаха, спасшего Танского императора?! Одна беда: этот монах спасал императора Ли Шиминя (Тайцзуна, 599-649 гг.) и при этом орудовал саблей, появившейся... лишь во второй половине XIX века. Ну и что, скажет любитель гонконгских фильмов, кино-то ведь замечательное, а форма сабли - так ли уж она важна? Спорить не будем, кино действительно замечательное, но вот к "форме сабли" в историческом (!) фильме можно было бы отнестись и с большим вниманием. Тем более, что о китайском оружии и так ходит множество мифов и заблуждений, часть из которых мы попытаемся развеять.

Заблуждение первое. Ну как же, я очень хорошо себе представляю, как выглядит китайское оружие, я столько раз видел его в китайских и гонконгских фильмах...

Я и сам так думал, пока не начал приглядыватся к музейным образцам. Китайские и особенно гонконгские фильмы напрочь игнорируют историчность оружия как такового. Перелом наметился лишь в последние годы, и я пока могу отметить лишь один фильм, где этому вопросу было уделено должное внимание - это фильм «Красная скала», первая часть которого вышла в Азии в середине 2008 года. Доспехи и оружие в фильме за некоторым исключением соответствуют эпохе Троецарствия. Во всей прочей массе фильмов якобы "историческое" оружие представляет собой смесь из трех источников. Первый - это оружие простонародья периода "конца Мин - начала Цин" (середина XVIII - начало XIX века). Борьба против маньчжурской династии Цин и развитие тайных антицинских обществ дало мощный толчок к общему вооружению. Оружие потребовалось повстанцам и разбойникам, охранникам караванов и купцам, домовладельцам и телохранителям... Результатом стала масса самого разнообразного по видам и формам, но в основном низкокачественного оружия. Второй - это авторская фантазия. Некоторые демонстрируемые в фильмах образцы превосходят даже народную фантазию китайских умельцев - а уж они-то произвели немало нового. И третий источник - терракотовая армия императора Цинь Шихуана (259-210 гг. до н.э.). Гонконгские режисеры не могли обойти вниманием самый знаменитый в мире раскоп.

Вывод неутешителен: большинство оружия, демонстрируемого в фильмах, не исторично. Оружие, используемое в современном ушу, базируется в основном на оружии XVIII-XIX века, преобразованного к нуждам зрелищности и спорта в XX веке. Для тех, кто все еще мнит себя специалистом, предлагаю классифицировать данный клинок, принадлежавший императору Цяньлуну (1711-1799 гг.).

Клинок Цянлуна3     Клинок Цянлуна1  Клинок Цянлуна-2

Заблуждение второе. Китайцы, как и азиаты вообще, малорослы и слабосильны, поэтому их оружие короче и легче европейского.

Как-то в Пиньяо (уездный город в провинции Шаньси, охраняется ЮНЕСКО как памятник мирового значения), в музее, устроенном в старом баогуане (охранном подворье), мы с товарищами воспользовались отсутствием смотрителей и решили примерить на себя роль телохранителей. Я выбрал и вытащил из стойки волчезубую палицу. Честно говоря, удержать ее было достаточно сложно, не то что работать с ней...

Палица и булавы      палица против

Так вот, переходя к сухой статистике. У европейского меча длина клинка варьировалась в среднем от 70 до 90 см (бывали, конечно, и короче, и длинее), а весил он, опть-таки в среднем, 1,2 кг. У китайских клинков длина варьировалась от 50 до 90 см, а вес - от 800 г до 1,5 кг. Встречаются и весьма длинные образцы. У верхнего цзяня на рисунке ниже длина клинка превышает 140 см.

прямой меч 19

При этом короткий - не значит легкий. У меня есть цзянь 19 века, который при длине клинка 50 см и общей длине 63 см весит 850 г. Сравним с аналогичным европейским оружием. Длина скрамасакса (тяжелый однолезвийный короткий меч) редко превышала 60 см. Римский гладиус в длину варировался от 55 до 80 см (1-1.6 кг вес), и по данным такого эксперта, как полковник Ф. Бартон, был длинее и тяжелее греческой спаты, и уж точно длинее германского скрамасакса (который, по русской классификации, скорее кинжал, хотя Ф. Бартон относит его к категории мечей). Таким образом, следует признать, что китайские клинки в целом не короче и не легче европейских.

китайское длинное оружие   Для полноты картины отметим различия между кавалерийским и пехотным оружием. Чаще всего длинна клинка у кавалеристского меча больше, чем у пехотного, но при этом пехотные мечи намного сильнее варьируются по длине (и лонгсварты, и двуручники ландскнехтов, и японские но-дачи были именно оружием пехоты, хотя и элитной пехоты). При этом, как правило, рукояти длинее у пехотных клинков. А вот с копьями все иначе, пехотные копья были и длиннее, и короче конных. В современном ушу принят стандарт "рост плюс ладонь", но, например, в "тигровой гвардии" цинских войск стандарт по уставу был 245 см. Напомню, что "тигровая гвардия" - это ударный отряд, задача которого - прорвать позиции. Отряды, в задачи которых входило сдержать удар, вооружались копьями и подлинее. У японских ассигару времен Сенгокудзидай копья достигали 3-6 метров, но после объединения страны копье укоротилось до ростового. Зато в Китае техника работы копьем длинной более 3 метров сохранилась до сих пор.

Заблуждение третье. Китайские клинки по качеству значительно уступали японским или дамасским.

Это предположение основывается на представлениях о качестве современных китайских товаров и на известном китайском выражении: "из хорошего железа не делают гвозди, хорошие люди не идут в солдаты". Действительно, многие из японских клинков представляют собой произведения искусства, но при этом специалисты делят их на категории по качеству и указывают на то, что в истории оружейного дела в Японии известны целые эпохи упадка в мастерстве оружейников. Таковы, например, мечи синто, относящиеся к первой половине эпохи Эдо (1603-1868 гг.). Они ценятся коллекционерами гораздо меньше, чем более ранние кото («старые мечи», 795-1596 гг.) или более поздние синсинто («новые мечи», 1624-1876 гг.). Да и качество у японских клинков не одинаково. Мне приходилось видеть меч, относящийся к синсинто, который был запорчен в процессе закалки (хамон - характерная линия закалки - отсутствует в средней части клинка, но искусственно наведена шлифовальщиком). Меч выглядит красиво, но при этом не пригоден для боя. То ли мастер пытался обмануть заказчика, то ли какой-то небогатый самурай решил купить испорченный клинок, полагая, что в мирное время сегуната Токугава ему вряд ли придется пустить в дело эту игрушку.

Однако куда более интересен тот факт, что технология изготовления японских клинков была полностью заимствована из танского Китая, и дзёкото эпохи ранней Хэйан (794-1185 гг.) в точности соответствуют клинкам династии Тан (618-907 гг.). Сравните два рисунка: меч дзёкотоо (слева) и фигурку всадника династии Тан (справа), вооруженного точно таким же мечом.

Меч дзёкото эпохи ранней Хэйан (794 –1185)   Всадник, вооруженный мечом. Терракотовая фигурка династии Тан

Один из клинков, сохранившихся в синтоистском святилище в Осаке, хранит клеймо китайского мастера, работавшего при дворе династии Суй (581-618 гг.).

Клинок из святилища в Осаке

Любопытно, что после 10 века прямые мечи типа "цзянь" (японское "кан") исчезают в Японии, и остаются только изогнутые клинки с одним лезвием и срезанным острием. Так выглядел в те времена китайский меч-дао. Сейчас он называется "мяо-дао" в Китае и "катана" - в Японии.

Ну, скажет скептик, при династии Тан, может, китайские оружейники и блистали, но вот потом все склонилось к упадку. Безусловно, китайские оружейники производили разное качеству оружие, а поскольку в Китае не существовало культа меча, подобного японскому, к сохранности старых мечей китайцы относились куда равнодушнее, чем японцы. Тем не менее, многие из сохранившихся образцов, принадлежавших военачальникам и состоятельным людям, являются подлинными произведениями искусства. Ниже приведены два цзяня XIX века. Первый (слева) выполнен в технике древесного узора, это достаточно популярная техника, часто использовавшаяся при изготовлении японских клинков, второй (справа) - весьма редкая техника исполнения - узловатый узор, на японских клинках такой не встречается.

Узорчатый-1   Узорчатый-2

Конечно, абсолютное большинство клинков, предназначенных для низших сословий, было намного более низкого качества. Например, этот цзянь XIX века использовался одним из членов отряда городской милиции.

Старый бедный меч

В общем, не стоит бездумно доверять всему, что говорят, пишут или показывают о китайском оружии. Лучше смотреть на этот мир через призму собственного опыта. Удовольствие получите колоссальное, это я вам обещаю.

Сергей Воробьев
2010 г.

 

Поделиться: