Любой стиль имеет свою особую технику применения и набор приемов. Таолу – это характерная для конкретного стиля оригинальная техника движений, форма, выражающая базовые принципы стиля. Практика таолу позволяет освоить нормативные требования стиля, базовые формы, движения и приемы.
Основная стойка: саньтиши (позиция «трех тел»). В компактной форме позиции саньтиши осваиваются основные принципы правильного построения тела, ведения поединка, установления оптимального энергетического баланса, совершенствования работы сознания. Ее называют «корнем, из которого произрастает всё дерево» (вся остальная техника стиля). Точность и правильность стойки определяется по соблюдению основных принципов стиля и по результату: «ци свободно течет, сознание спокойно, тело устойчиво во всех направлениях».
Раздел усин, «пять первостихий»: пицюань, бэнцюань, цзуаньцюань, паоцюань, хэнцюань. Практика усинцюань следует принципу усин («пяти первостихий») и закономерностям их взаимопорождения и взаимоподавления и является основным методом тренировки тела в целом, внутренних усилий и выброса силы. Пицюань подобен топору, это раскалывающее, разбивающее усилие; цзуаньцюань подобен струе воды из родника, внезапно пробившейся наружу и забившей фонтаном; бэнцюань подобен стреле, он вылетает по прямой так же мгновенно, как стрела срывается с тетивы; паоцюань – молниеносный взрыв хлопушки с зажженным фитилем; хэнцюань – удар тяжелого орудия, основательный и мощный, летящий вперед по горизонтали, сотрясающий и сметающий все на своем пути.
Раздел шиэрсин, «Двенадцать форм»: дракон (лунсин), тигр (хусин), обезьяна (хоусин), лошадь (масин), ястреб (яосин), аллигатор (тосин), змея (шесин), курица (цзисин), ласточка (яньсин), тай (тайсин), орел и медведь (сюн-инсин).
В «подражательном» разделе мы мысленно воспроизводим характер и образ действий некоторых животных, делаем его естественным для своего тела, перевоплощаясь в тысячи разных форм, и отрабатываем технические приемы.
Основные одиночные комплексы-таолу:
- Усин хэи – «объединенный комплекс пяти первостихий».
- Усин цзинтуй ляньхуаньцюань – «комплекс нападения и защиты пяти первостихий».
- Башицюань, или яосин баши – «восемь приемов» или «восемь приемов формы ястреба».
- Бацзинцюань – «восемь усилий синъицюань».
- Цзашичуй – «разнообразные удары синъицюань».
У разных направлений и у разных школ набор приемов, форм и комплексов различается. У каждого учителя стиль имеет свои особенности, так что даже в одной школе формы и комплексы меняются со временем, поэтому у самых распространенных комплексов существует множество вариантов.
Основные парные комплексы-таолу:
- Усин шэнкэцюань – «парный комплекс взаимопорождения и взаимопреодоления пяти первостихий».
- Аньшэньпао цюань – парный комплекс «пушечные удары и защита тела».
Выполняя парные комплексы, состоящие из фиксированных форм, партнеры учатся применять на практике способы передвижений, работы корпуса, рук, типы усилий, способы атаки, защиты, контратаки, нарабатывают умение чувствовать дистанцию, время, намерения противника, выбирать оптимальную тактику.
Можно ли изучать прикладное применение по комплексам-таолу? Нет, движения из формальных комплексов-таолу и реальная практика – это разные вещи.
Прикладные техники содержатся в таолу «в свернутом виде», и таолу, как метод отработки навыков, только открывает путь к их изучению. В виде непрерывной цепочки движений «зашифрованы» разного рода усилия и принципы их взаимных переходов. Практика таолу учит управлению разнообразными усилиями в человеческом теле, умению контролировать обычно рассеянную силу. Эти навыки формируются при изучении формальных комплексов стиля, благодаря их четкой структуре, ритмичности, последовательности выполнения форм и движений; одновременно это тренировка духа и сознания, управления проявлением силы корпуса и конечностей.