В принципах тайцзицюань сказано: «если противник движется медленно – я тоже двигаюсь медленно, он движется стремительно – я тоже двигаюсь стремительно», говорится переходе от «одухотворенной подвижности» к «телесной подвижности». «Перемещай силу, словно разматываешь шелковый кокон» – движения перетекают одно в другое непрерывно, как нить из кокона шелкопряда, и в своей основе имеют действие «внутреннего усилия» – цзинь.
На первом этапе ученик должен освоить характерные особенности выполнения форм: легкость и подвижность в переходах между формами, округлость движений руками, равномерный темп, узкоамплитудные и собранные движения, для каждой формы должна существовать четко определенная точка приложения силы. Легкость и медленность – способы наработки базового мастерства.
На втором этапе совершается переход от выполнения отдельных форм к связкам и комбинациям движений. Ученик должен овладеть четырьмя принципами:
расслабленность (выполнение движений за счет «внутреннего посыла», а не за счет физической, мускульной силы), что обеспечивает высокую подвижность, возможность быстро переходить от формы к форме и от приема к приему; целостность выполнения форм и всего комплекса (согласованность движения корпуса и конечностей, сознания и дыхания), непрерывность и взаимообусловленность всех движений. На этом этапе ученик начинает понимать, как реализуется выброс силы в тайцзицюань.
На третьем этапе ученик осваивает взаимные переходы «пустого» и «наполненного», учится регулировать сознание и дыхание, изучает способы концентрации внимания. Сознание «устремляется к пустоте и покою». От упорства и тщательности первых этапов обучения ученик переходит к «усилию понимания» и реализует оба аспекта тайцзицюань: боевой и культурный, или внешний прикладной и внутренний психомедитативный.