Практика цигун, или искусство "пестования жизни" – самая сокровенная составляющая древних даосских практик. Согласно представлениям даосских мудрецов, весь мир является проявлением энергии и направленного действия Дао. Дао есть первопричина и исток всего сущего. Это та жизненная сила, которая пронизывает все Мироздание, делая возможным его существование и развитие. Человек - неотъемлемая часть Мира. И от рождения каждый из нас обладает частью этой универсальной жизненной энергии. Однако стрессы и нездоровый образ жизни приводят к истощению первоначальных запасов и ослаблению организма, болезням, преждевременному старению. Цигун – один из способов противостоять этому.
Практика цигун способствует развитию функций человеческого организма, «сохранению сердца и взращиванию природы человека через вскармливание великой ци», позволяет улучшить подвижность и гибкость суставов и позвоночника, работу капиллярного кровообращения, легких, укрепить внутренние органы, снять мышечное и психологическое напряжение, успокоить ум, стабилизировать эмоциональное состояние, повысить интенсивность энергообмена. В госпиталях Китая цигун назначается в профилактических и даже лечебных целях!
Занятия цигун в нашей школе включают:
- практику столбового стояния "Чжанчжуан" ("столбовое стояние");
- техники даосского дыхания "Туна";
- комплекс Ицзингун, "Работа по изменению мышц и сухожилий";
- комплекс Нань шаолинь усин жоу шу, "мягкое искусство пяти первостихий южного шаолиньского монастыря";
- комплекс Бадуаньцзинь, "Восемь отрезов парчи".
Цигун – важнейшая часть практики синъицюань и тайцзицюань. Управление собственными энергетическими ресурсами составляет важнейшую часть обучения воинскому искусству. Это позволяет бойцу перейти от использования физической силы к применению импульса, идущего изнутри тела. Старые мастера говорили: "Вовне совершенствуй мышцы, кости и кожу, внутри совершенствуй единое ци. Нельзя достичь совершенства, не усвоив формы, однако же непосвященные не ведают истока внутренней силы, а потому они только размахивают руками и ногами и не могут постичь сокровенный смысл воинского искусства".
Ицзингун, "Работа по изменению мышц и сухожилий"
Комплекс Ицзингун (易经工, "Работа по изменению мышц и сухожилий") является одним из весьма старых традиционных даосских комплексов цигун. Этот комплекс мастер цигун Се Куй (1897–1998) передал своему ученику, нашему наставнику Сунь Сюю, как и многие древние даосские секретные практики. Мы получили этот комплекс непосредственно от наставника Сунь Сюя. Этот комплекс, наряду с другими методами даосского цигун, практикуется в "Лиге синъицюань". Мы практикуем комплекс цигун "Ицзингун" около 10 лет, и результаты весьма и весьма заметны. В частности, одному из немолодых наших занимающихся он помог за 2 недели восстановиться после инсульта.
Комплекс делается утром, оптимально – сразу после пробуждения, и решает несколько задач, в том числе общеукрепляющих, общеоздоровительных, энергетических. На начальном этапе комплекс способствует выправлению внутренних зажимов, развитию гибкости, растяжению мышц и сухожилий, что способствует более свободному протеканию ци. На следующем этапе комплекс используется для внутренней работы нэйгун. Ограничений по его выполнению нет, делать его можно всем – и детям и старикам, и больным и здоровым – с поправкой, конечно, на физическое состояние организма. Так что по сути – это именно зарядка: и физическая, и энергетическая, и эмоциональная.
Бадуаньцзинь, "Восемь отрезов парчи"
Комплекс бадуаньцзинь (八 段 錦, «Восемь отрезов парчи») – самый популярный в наше время комплекс цигун. Он состоит из восьми внешне не сложных, не требующих особой подготовки упражнений (восьми отрезков), регулярное выполнение которых способствуют восстановлению саморегуляции и оздоровлению организма.
Основы упражнений возникли ещё в VI веке, но наибольшее распространение комплекс получил в X–XI веках. Авторство создания комплекса (как впрочем, и целого ряда стилей ушу) приписывается легендарному полководцу – генералу Юэ Фэю 岳飛 (1103–1142). В Китае существует множество вариантов комплекса: стоя, сидя, есть различия в наборе движений и способе выполнения, свой вариант бадуаньцзинь присутствует, например, в шаолиньской традиции. Мы практикуем бадуаньцзинь, который преподается в школе наставника Сунь Сюя. Бадуаньцзинь не имеет ограничений по возрасту и физическому состоянию. Его можно практиковать как отдельное упражнение, так и завершающее упражнение после общей тренировки. Как самостоятельное упражнение комплекс рекомендуется выполнять утром после пробуждения и вечером перед сном.
При выполнении бадуаньцзинь сознание «опустошается», «ци» сосредотачивается в нижней части живота (области «даньтянь»), это помогает снять нервное, а затем и физическое напряжение. Плавные, гармоничные растягивающие движения, – «раскрытия трёх частей тела», - благоприятно сказываются на состоянии костно-мышечного аппарата. Общее расслабление, чередующееся с коротким напряжением, в сочетании с работой сознания, улучшает работу кровеносной системы, в том числе капиллярное кровообращение. Брюшное (абдоминальное) дыхание усиливает газообмен в легких, а движения диафрагмы оказывают положительное массирующее воздействие на органы брюшной полости.
При выполнении упражнений необходима определённая работа сознания, но особого медитативного погружения не требуется. По рекомендациям наставника Сунь Сюя, на начальных этапах практики комплекса бадуаньцзинь основное внимание следует уделять правильному положению тела и согласованности движений и дыхания.
Нань шаолинь усин жоу шу, "мягкое искусство пяти первостихий
южного шаолиньского монастыря"
Основу комплекса составляют специальные дыхательные практики туна, методы столбового стояния чжан чжуан, а также техники работы руками.
Комплекс цигун «Нань шаолинь усин жоу шу» появился в школе учителя Сунь Сюя благодаря наставнику Дун Сюшэну. Учитель Сунь Сюй передал этот комплекс своему ученику Михаилу Андрееву, а тот в свою очередь своим ученикам. Дун Сюшэн так рассказывал о происхождении комплекса "Нань шаолинь усин жоушу": «В 38-й год правления Гуаньсюя Цинской династии (1901 г.) в Пекине я встретился с господином Ли Чжиином, который благосклонно взялся обучать меня «мягкому искусству пяти первостихий Шаолиня», от него я и перенял это искусство. Дед моего наставника получил это искусство от одного из наставников южного шаолиньского монастыря. Он три поколения хранил тайну этого искусства, не передавая ее посторонним, так что и в древние времена, и сейчас мало кто даже слышал о нем. Суть такого названия, вероятно, связана с тем, что пять стихий есть следствие превращений начал Инь и Ян. Искусство, хотя и называется мягким, и целиком и полностью подчиняется всем правилам работы с ци (цигун), истинная суть его – приобретение сверхъестественных (духовных) способностей, воплощающих вершину китайского кулачного искусства».